вторник, 29 апреля 2008 г.

Что делать, если убивают директора?

Вторая порция:) здесь был предложен довольно интересный кейс. Уверен, что вы с пониманием отнесетесь к ситуации и предложите свои варианты. Итак:

За сутки до совершения сделки по продаже компании (по выгодной цене) в бытовой драке убивают генерального директора, который через 24 часа должен публично подписать договор и участвовать в пресс-конференции. Ситуация, конечно, комичная. Не хочу называть имен и явок, просто интересно понять, какой ход предприняли бы Вы, оказавшись на месте PR-директора этой компании. Разумеется, что СМИ и др. заинтересованные лица об убийстве пока ничего не знают, это произошло поздно ночью. (Ситуация имела место более 5 лет назад в одном из отдаленных регионов).
Уточнение: убили ночью в понедельник, в среду утром подписание контракта, а в обед -пресс-конференция.


Вот такие дела. Мыслей у меня довольно много, скажу сразу: в таких ситуациях, самое главное, - это не переборщить. Соблазн велик, не скрою:) Хочется сделать очень много, но надо знать меру, а то журналистам и другим заинтересованным особам это покажется подозрительным.

Как вы понимаете, у нас есть вторник. Грубо говоря, 24 часа на то, чтобы в среду утром ни у кого не возникло вопросов, где директор, что случилось и т.п. Прежде всего, необходимо...достать конспект по пиару и перечитать тезисы мастер-класса и кейса от Дмитрия Кисилевского.

В частности ознакомился я со следующим списком. Довольно полезно, скажу я вам.

4. Действия во время кризиса:

- инициатива в своих руках

- направить информационный поток в нужное русл
о
- не поддавайтесь панике, работать оперативно

- не бойтесь взять на себе ответственность

- сотрудничайте

- соблюдайте план действий, разработанный заранее

- сформируйте позицию компании

- вложите ее в уста авторитетного спикера

- делайте информацию регулярной/создайте удобный канал информирования


Жирным выделено то, что понадобится нам при решении вышеуказанного кейса.
Что же делать?

  • Вариант 1. Пиар-директор компании собирает вещи и улетает куда-нибудь в Латинскую Америку. Желательно в глубокие дебри, чтобы его испорченная репутация не смогла его найти.
  • Вариант 2. Пиар-директор спит весь вторник, просыпается в среду в обед. Соответственно, подписание контракта срывается, а на пресс-конференцию никто не приходит. Он игнорирует звонки журналистов, а в четверг, увидев заголовки газет, пытается улететь в ту же Латинскую Америку. По дороге в аэропорт его догоняют либо репутация, либо покупатели компании.
  • Вариант 3. Можно сказать, менее насыщенный, но более положительный для главного героя, то бишь пиарщика (конечно, в том случае, если он хорошо выполнит свою работу).
Мы узнаем о трагической гибели гендиректора в бытовой драке. Мы знаем, что событие ни в коей мере не имеет отношения к предстоящей сделке. Важно, что никто, кроме нас, не знал о гибели - предотвращаем любую утечку информацию. Изначально, по условию кейса журналисты ни о чем не догадываются. Если СМИ было что-то известно, действия были бу абсолютно другие. Но, слава Богу, никто не проболтался.

(кстати, было бы интересно рассмотреть вариант, если бы уже в среду в газетах вышла бы информация о гибели генерального директора. Подумаю над этим)))

Продолжим. Если я не ошибаюсь, то пресс-анонсы, как впрочем и пресс-релизы, пересылаются журналистам минимум за три дня (если я не прав, поправьте))) Следовательно, информация о пресс-конференции в среду уже находится в СМИ и в качестве спикера там указан гендиректор компании.

Главное, на данный момент, объяснить отсутствие гендиректора в среду на пресс-конференции. Банальное "он стоит в пробке" естественно не подходит. На мой взгляд, есть два возможных варианта выхода из ситуации.

  • Во-первых, можно сказать, что "гендиректор срочно уехал к больным родителям в пригород". В принципе, версия довольно интересная. Но несерьезная. Тоесть, вроде бы он и мог поехать к родителям, но почему он этого не может сделать после подписания серьезного и важного договора. Не катит.
  • Во-вторых, можно сказать, что "гендиректор заболел". При чем, еще на выходных, что идеально, так как вроде бы он и не сразу заболел, а болеет уже долго. СМИ извещать в таком случае не надо, можно потом оправдаться, что "думали, что таки придет".

(Честно говоря, я не сведущ в сегодняшней практике. Если журналистам сообщают об изменениях, то можно и сообщить о другом составе спикеров)

Но необходимо сообщить о замене компанию с которой будет подписываться договор. Все должно быть на самом высоком уровне, вплоть до звонка руководству, доставки курьером официального извинения и т.п. Это нужно сделать утром во вторник, как можно раньше. Очень неплохо было бы заехать к руководству той компании лично вместе с заместителем нашего гендиректора, уточнить все детали, чтобы не возникало никаких казусов вовремя пресс-конференции и подписания договора о продаже компании.

В принципе, это все:)
В среду утром мы подписываем договор, а в обед даем пресс-конференцию.
Вначале представляем спикеров и упоминаем, что гендиректор "к сожалению заболел еще в субботу, не очень хорошо чувствует себя, поэтому не смог прийти". И сразу же переключаемся на главный информационный повод. Можно рассказать о компании-покупатели, о перспективах, о планах на будущее и тому подобное. Словом, нужно говорить о самой сделке. И только о ней.

На такой мажорной ноте можно было и ставить точку, если бы не одно "но".
Договор о купли-продаже компании - событие довольно заметное и будет в поле зрения журналистов еще месяц точно. Тоесть, о гибели гендиректора ни в коем случае не следует сообщать сразу же после пресс-конференции - не поймут. Более того, наверняка свяжут со сделкой, потом все эти проблемы с репутацией, кому они нужны)))

Через две недели в прессу идет сообщение следующего характера. "Кадровые перестановки в компании. Заместитель становится генеральным директором в связи с плохим самочувствием последнего (ну или подать эту же тему по-другому)".
Через месяц сообщается о том, что "Сотрудник компании (не упоминать, что он был гендиректором, просто ФИО и новая должность) скоропостижно скончался. Соболезнования семье, сотрудникам и т.п."

Финита ля комедия, как говорится. Как вам?)

p.s. Если вам понравилось решение данного кейса, предлагайте свои кризисные ситуации, а я буду думать, как их решить и писать сюда. Проблемы могут быть абсолютно разные - от взрыва на шахте до драки официанта с посетителем ресторана)) Вообщем, в фантазиях не ограничиваю.

6 комментариев:

Анонимный комментирует...

А я читал, что PR это в первую очередь правда))

Виктор Зинченко комментирует...

А я и не вру. Я просто не говорю правду сразу. А через месяц:)

Есть проблема - генерального директора нет на пресс-конференции. Мы говорим, что у него плохо со здоровьем, верно?

А плохо со здоровьем - это может быть и легкое недомогание, и тяжелая болезнь.

Анонимный комментирует...

Афигеть. Вот это детский сад... Вы вообще в PRе работали хоть когда-то?

Заблолел директор... Пфф...

Виктор Зинченко комментирует...

Мне кажется или Вашего варианта решения проблемы я не увидел?

Расскажите, что бы Вы сделали. Будет полезный комментарий:.

Это же у Вас, а не у меня в профайле на ЖЖ указано, что владелец блога работает в пиаре:)

Анонимный комментирует...

а) Я прокомментировал Ваше решение кейса
б) Да, я работаю в пиаре, и не первый год, поэтому считаю себя вправе давать такие комментарии
в) Вопрос "Вы вообще в PRе работали хоть когда-то?" был риторический, т.к. такое решение не похоже на действия проф. пиарщика, а больше на отмазки школьника, который опоздал на урок.

Ещё пару слов по Вашему решению кейса. Когда выплывет информация о том, что Вы скрывали действительность word-of-mouth Вам этого не простит. Немного схожий случай недавно произошёл на укр. рынке.

По поводу решения - В первую очередь необходимо донести правдивую информацию до покупателя и сесть за стол переговоров. Вилка событий:
а) Компания-покупатель начинает торговаться за снижение цены. В этом случае необходимо свернуть все договорённости и отменить все события. Причина для журналистов - изменились обстоятельства сделки. Для особо допытливых кулуарно рассказать правду. Ждём полгода-год и повоторяем процедуру продажи.

б) Компания-покупатель нормально относиться к таким обстоятельствам и готова заключить сделку на тех же условиях. Тут всё просто. Мероприяте не отменяем, все проходит с замом. В конце официальной части - сообщение о гендире и минута молчания. Дальше всё по плану.

Виктор Зинченко комментирует...

Евгений, спасибо.

А Вам не кажется, что смерть гендиректора могут увязать со сделкой?

+ можно ссылку про то, что было на украинском рынке. Киньте плз